РЕФОРМА В МВД
С депутатом Государственной Думы Российской
Федерации, председателем подкомитета по законодательству в сфере
государственной безопасности, внешней разведки и вопросам границы АЛЕКСЕЕМ
АЛЕКСАНДРОВЫМ беседует петербуржский журналист АНТОН ТАЛАЛАЕВ.
Антон Талалаев: Чем занимается сейчас Ваш комитет, что для Вас наиболее
проблематично и актуально?
Алексей Александров: Раны зализываем. После неудавшегося роспуска Думы… Что
касается работы комитета… Мне кажется, что острее всего сейчас вопрос о новом
курсе МВД. Утверждают, что курс прежний – это не совсем так.
Антон Талалаев: Речь идет
о реформе в МВД?
Алексей Александров: В последние
годы наладился очень серьезный контакт между правоохранительными органами
Российской Федерации и Комитетом Государственной Думы по безопасности по таким
важным направлениям, как борьба с коррупцией, борьба с преступностью. В то же
время в стране сегодня нет единой политики которую, мы понимаем как единую волю
в области борьбы с преступностью. Объективная картина заключается в том, что
несмотря на то, что за последние годы многое делается органами МВД, прокуратуры
и ФСБ, - обстановка в стране в области борьбы с преступностью
неудлвлетворительнпя.
Из нескольких сотен тяжких преступлений
повышенной общественной значимости не раскрыто ни одно, и ни по одному из них
нет обвинительного приговора суда. Есть аресты по некоторым делам…
Антон Талалаев: Например,
какие?
Алексей Александров: Например,
дело об убийстве Холодова. Есть серьезные версии по делу Листьева, есть
серьезные версии по поводу взрыва на Котляковском кладбище в Москве… Нет ни
одного дела, которое в наступательном, жестком порядке было расследовано,
направлено в суд и по нему был бы вынесен обвинительный приговор. С убийства
священника отца Меня прошло уже очень много лет.
Антон Талалаев: Да.
Алексей Александров: То есть,
следствие в нашей стране является вялотекущим процессом. И кроме громких слов,
оправданий руководителей правоохранительных органов, заверений, что они берут
эти дела под контроль, - кроме этого не делается ничего.
У людей появляется страх за свою жизнь, за свое
имущество. Они перестают доверять милиции, перестают доверять властию В милиции
ухудшается дисциплина. Происходит расбалансировка отношений начальников и
подчиненных. Все это разрушает “уголовную” политику в стране, и у людей
создается впечатление, что у нас нет идеологии.
Антон Талалаев: Что Вы
считаете необходимым предпринять в такой обстановке?
Алексей Александров: Прежде
всего , нужно проанализировать ситуацию в стране и выработать единую
“уголовную” политику.
Антон Талалаев: Кто
должен заниматься этимм, на Ваш взгляд?
Алексей Александров: Должна
быть образована некая комиссия по правовой политике, вневедомственная, куда
должны войьт прежде всего представители МВД, министерства юстиции, Федеральной
службы безопасности. Активно сотрудничать с этой комиссией должен суд и
Генеральная прокуратура. В работе этой комиссии должны активно участвовать
депутаты, которые занимаются вопросами правовой политики, государственной
безопасностью и борьбой с преступностью. Поскольку невозможно заниматься
борьбой с преступностью без четких и ясных законов, которые бы дали возможность
эту работу проводить.
Антон Талалаев: Законы
ведь есть?
Алексей Александров: Да, но они
разрозненны и нуждаются в систематизации. Министром Внутренних дел Куликовым
было много сделано для укрепления дисциплины в органах внутренних дел. Были
сделаны серьезные шаги по освобождению Внутренних дел от предателей. Ну это
можно сравнить с громом тяжелой артиллерии.
Новый курс в борьбе с преступностью в Российской
Федерации должен быть направлен на усиление роли профессионалов, оперативной
работы, в том числе агентурной, объединение всех оперативных подразделений для
выполнения единой задачи – предупреждения и раскрытия преступлений. Раскрытие
преступлений должно быть задачей каждого работника милиции, даже
непосредственно с этой функцией не связанного. Необходимо ввести новую
должность в МВД –комиссар уголовной полиции.
Антон Талалаев: Чем бы он
занимался?
Алексей Александров: Этот
человек, например, главный комиссар уголовной полиции, должен возглавить
систему борьбы с преступностью в органах МВД, отвечать за раскрываемость
преступлений в стране. В каждом регионе должна быть введена должность комиссара
уголовнрй полиции, человека, который бы лично отвечал за раскрываемость
преступлений в этом регионе. Который бы не являлся политической фигурой и
деятельность которого оценивалась бы только по объективным показателям
предупреждения и раскрытия преступлений. Мы же не меняем главных врачей больниц
в связи со сменой правительства.
Кроме того, нам нужно четко разобраться в
отношениях следователя и оперуполномоченного.
Следователь должен быть независимым, выведен из
подчинения начальников территориальных органов милиции. Следователь не должен
отвечать за раскрываемость преступлений. Главная его ответственность – за
незаконный арест, необоснованное привлечение к уголовной ответственности,
использование государственного принуждения в отношении невиновных лиц.
Для следователя главный принцип – презумпция
невиновности.
Для сыщика же главный принцип – призумпция
виновности: подозреваются все.
Антон Талалаев: Что бы
дало такое разделение?
Алексей Александров: Да то, что
в тюрьме сидели бы воры вместо невиновных людей. А воры не гуляли бы на свободе
и не совершали новых преступлений. Вот то, что не раскрываются тяжкие
преступления, привело к тому, что эти люди, которых не сажают в тюрьму,
совершают новые и новые убийства. Они на свободе… С завязанными глазами должна
быть Фемида, а не сыщики. А у нас сегодня с завязанными глазами – сыщик.
Антон Талалаев: А в
отношении оперативных работников что требовалось бы сделать для повышения
раскрываемости преступлений?
Алексей Александров: Во-первых,
объединить в единую систему всех оперативных работников МВД, удвоить, утроить
им зарплату, повысить их морально-психологический статус, поднять уровень
уважения к сыскной работе и повысить их ответственность за низкий уровень
раскрываемости преступлений.
Антон Талалаев: Какие-то
шаги делаются сейчас Вашим комитетом в этом направлении?
Алексей Александров: Нашим
комитетом проведено специальное совещание с руководителями правоохранительных
органов. В нем прииняли участие председатель Верховного суда Российской
Федерации Лебедев и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
Катушев. Это было первое координационное совещание руководителей
правоохранительных органов с законодателями.
Антон Талалаев: Что оно
дало?
Алексей Александров: Прежде
всего, удалось выработать единую политику в области борьбы с преступностью.
Обсуждался ряд законопроектов, в том числе Закон о милиции. В частности, важным
вопросом является, кто должен назначать руководителя органов Внутренних дел в
регионе. Министр Внутренних дел? Или президент своим указом?
Антон Талалаев: А как Вы
считаете?
Алексей Александров: По
сегодняшним правилам, на все генеральские должности в стране – в Министерстве
обороны и ФСБ – лица назначаются указом президента. Так же, как все эти звания
присваиваются указом президента. И в милиции специальные звания тоже
присвааиваиваются президентским указом. А должности сегодня назначаются
приказом министра. Спор возникает сегодня по милиции только из-за
несогласованности кадровой политики между МВД и администрацией президента. Если
в стране будет единая кадровая политика, то здесь не будет проблем.
Я бы не возражал, чтобы эти лица назначались
указом президента. Все упирается в личностные несогласованные отношения между
высшими должностными лицами.
Антон Талалаев: Ну и какой
же выход в такой ситуации?
Алексей Александров: Договариваться.
Совещаться. Обсуждать.
1998г, июнь