РЕФОРМА В МВД
Интервью главного редактора газеты «Юридические Ведомости» Антона ТАЛАЛАЕВА с депутатом Государственной Думы РФ
председателем подкомитета по законодательству в сфере государственной
безопасности, внешней разведки и вопросам границы Алексеем АЛЕКСАНДРОВЫМ.
Антон Талалаев: Чем занимается сейчас Ваш комитет, что для Вас наиболее
проблематично и актуально?
Алексей Александров: Раны зализываем. После неудавшегося роспуска Думы… Что касается работы комитета… Мне кажется, что острее всего
сейчас вопрос о новом курсе МВД. Утверждают, что курс прежний – это не совсем
так.
Антон Талалаев: Речь идет
о реформе в МВД?
Алексей Александров: В последние годы наладился очень серьезный контакт между
правоохранительными органами Российской Федерации и Комитетом Государственной
Думы по безопасности по таким важным направлениям, как борьба с коррупцией,
борьба с преступностью. В то же время в стране сегодня нет единой политики,
которую мы понимаем как единую волю в области борьбы с преступностью. Объективная
картина заключается в том, что несмотря на то, что за последние годы многое
делается органами МВД, прокуратуры и ФСБ, - обстановка в стране в области
борьбы с преступностью неудовлетворительная.
Из нескольких сотен тяжких преступлений
повышенной общественной значимости не раскрыто ни одно, и ни по одному из них
нет обвинительного приговора суда. Есть аресты по некоторым делам…
Антон Талалаев: Например,
какие?
Алексей Александров: Например, дело об убийстве Холодова. Есть серьезные версии
по делу Листьева, есть серьезные версии по поводу
взрыва на Котляковском кладбище в Москве… Нет ни одного дела, которое в наступательном, жестком
порядке было расследовано, направлено в суд и по нему был бы вынесен
обвинительный приговор. С убийства священника отца Меня прошло уже очень много
лет.
Антон Талалаев: Да.
Алексей Александров: То есть, следствие в нашей стране является вялотекущим
процессом. И кроме громких слов, оправданий руководителей правоохранительных
органов, заверений, что они берут эти дела под контроль, - кроме этого не
делается ничего.
У людей появляется страх за свою жизнь, за свое
имущество. Они перестают доверять милиции, перестают доверять власти.
В милиции ухудшается дисциплина. Происходит
разбалансировка отношений начальников и подчиненных. Все это разрушает
“уголовную” политику в стране, и у людей создается впечатление, что у нас нет
идеологии.
Антон Талалаев: Что Вы считаете необходимым предпринять в такой обстановке?
Алексей Александров: Прежде всего , нужно
проанализировать ситуацию в стране и выработать единую “уголовную” политику.
Антон Талалаев: Кто
должен заниматься этим, на Ваш взгляд?
Алексей Александров: Должна
быть образована некая комиссия по правовой политике, вневедомственная, куда
должны войти прежде всего представители МВД,
министерства юстиции, Федеральной службы безопасности. Активно сотрудничать с
этой комиссией должен суд и Генеральная прокуратура. В работе этой комиссии
должны активно участвовать депутаты, которые занимаются вопросами правовой
политики, государственной безопасностью и борьбой с преступностью. Поскольку
невозможно заниматься борьбой с преступностью без четких и ясных законов,
которые бы дали возможность эту работу проводить.
Антон Талалаев: Законы,
ведь, есть?
Алексей Александров: Да, но они разрозненны и нуждаются в систематизации.
Министром Внутренних дел Куликовым было много сделано для укрепления дисциплины
в органах внутренних дел. Были сделаны серьезные шаги по освобождению
Внутренних дел от предателей. Ну, это можно сравнить с громом тяжелой
артиллерии.
Новый курс в борьбе с преступностью в Российской
Федерации должен быть направлен на усиление роли профессионалов, оперативной
работы, в том числе агентурной, объединение всех оперативных подразделений для
выполнения единой задачи – предупреждения и раскрытия преступлений. Раскрытие
преступлений должно быть задачей каждого работника милиции, даже
непосредственно с этой функцией не связанного. Необходимо ввести новую
должность в МВД – комиссар уголовной полиции.
Антон Талалаев: Чем бы он
занимался?
Алексей Александров: Этот
человек, например, главный комиссар уголовной полиции, должен возглавить
систему борьбы с преступностью в органах МВД, отвечать за раскрываемость
преступлений в стране.
В каждом регионе должна быть введена должность
комиссара уголовной полиции, человека, который бы лично отвечал за
раскрываемость преступлений в этом регионе. Который бы не являлся политической фигурой и деятельность которого оценивалась бы только по
объективным показателям предупреждения и раскрытия преступлений. Мы же не
меняем главных врачей больниц в связи со сменой правительства!
Кроме того, нам нужно четко разобраться в
отношениях следователя и оперуполномоченного.
Следователь должен быть независимым, выведен из
подчинения начальников территориальных органов милиции. Следователь не
должен отвечать за раскрываемость преступлений. Главная его ответственность –
за незаконный арест, необоснованное привлечение к уголовной ответственности,
использование государственного принуждения в отношении невиновных лиц.
Для следователя главный принцип –
презумпция невиновности.
Для сыщика же главный принцип –
презумпция виновности: подозреваются все.
Антон Талалаев: Что бы
дало такое разделение?
Алексей Александров: Да то, что в тюрьме сидели бы воры вместо невиновных людей.
А воры не гуляли бы на свободе и не совершали новых преступлений. Вот то, что
не раскрываются тяжкие преступления, привело к тому, что эти люди, которых не
сажают в тюрьму, совершают новые и новые убийства. Они на свободе… С завязанными глазами должна быть Фемида, а
не сыщики. А у нас сегодня с завязанными глазами – сыщик.
Антон Талалаев: А в
отношении оперативных работников – что требовалось бы сделать для повышения
раскрываемости преступлений?
Алексей Александров: Во-первых,
объединить в единую систему всех оперативных работников МВД, удвоить, утроить
им зарплату, повысить их морально-психологический статус, поднять уровень
уважения к сыскной работе и повысить их ответственность за низкий уровень раскрываемости
преступлений.
Антон Талалаев: Какие-то шаги делаются сейчас Вашим комитетом в этом
направлении?
Алексей Александров: Нашим
комитетом проведено специальное совещание с руководителями правоохранительных
органов. В нем прииняли участие председатель
Верховного суда Российской Федерации Лебедев и заместитель Генерального
прокурора Российской Федерации Катушев. Это было
первое координационное совещание руководителей правоохранительных органов с
законодателями.
Антон Талалаев: Что оно
дало?
Алексей Александров: Прежде
всего, удалось выработать единую политику в области борьбы с преступностью.
Обсуждался ряд законопроектов, в том числе Закон о милиции. В частности, важным
вопросом является, кто должен назначать руководителя органов Внутренних дел в регионе.
Министр Внутренних дел? Или президент своим указом?
Антон Талалаев: А как Вы
считаете?
Алексей Александров: По
сегодняшним правилам, на все генеральские должности в стране – в Министерстве
обороны и ФСБ – лица назначаются указом президента. Так же, как все эти звания
присваиваются указом президента. И в милиции специальные звания тоже
присваиваются президентским указом.
А должности сегодня назначаются приказом
министра.
Спор возникает сегодня по милиции только из-за
несогласованности кадровой политики между МВД и администрацией президента. Если
в стране будет единая кадровая политика, то здесь не будет проблем.
Я бы не возражал, чтобы эти лица назначались
указом президента. Все упирается в личностные несогласованные отношения между
высшими должностными лицами.
Антон Талалаев: Ну и
какой же выход в такой ситуации?
Алексей Александров: Договариваться.
Совещаться. Обсуждать.
Антон Талалаев:
Спасибо за интервью.
1998г, июнь