РЕФОРМА В МВД

С депутатом Государственной Думы Российской Федерации, председателем подкомитета по законодательству в сфере государственной безопасности, внешней разведки и вопросам границы АЛЕКСЕЕМ АЛЕКСАНДРОВЫМ беседует петербуржский журналист АНТОН ТАЛАЛАЕВ.

Антон Талалаев: Чем занимается сейчас Ваш комитет, что для Вас наиболее проблематично и актуально?

Алексей Александров: Раны зализываем. После неудавшегося роспуска Думы… Что касается работы комитета… Мне кажется, что острее всего сейчас вопрос о новом курсе МВД. Утверждают, что курс прежний – это не совсем так.

Антон Талалаев: Речь идет о реформе в МВД?

Алексей Александров: В последние годы наладился очень серьезный контакт между правоохранительными органами Российской Федерации и Комитетом Государственной Думы по безопасности по таким важным направлениям, как борьба с коррупцией, борьба с преступностью. В то же время в стране сегодня нет единой политики которую, мы понимаем как единую волю в области борьбы с преступностью. Объективная картина заключается в том, что несмотря на то, что за последние годы многое делается органами МВД, прокуратуры и ФСБ, - обстановка в стране в области борьбы с преступностью неудлвлетворительнпя.

Из нескольких сотен тяжких преступлений повышенной общественной значимости не раскрыто ни одно, и ни по одному из них нет обвинительного приговора суда. Есть аресты по некоторым делам…

Антон Талалаев: Например, какие?

Алексей Александров: Например, дело об убийстве Холодова. Есть серьезные версии по делу Листьева, есть серьезные версии по поводу взрыва на Котляковском кладбище в Москве… Нет ни одного дела, которое в наступательном, жестком порядке было расследовано, направлено в суд и по нему был бы вынесен обвинительный приговор. С убийства священника отца Меня прошло уже очень много лет.

Антон Талалаев: Да.

Алексей Александров: То есть, следствие в нашей стране является вялотекущим процессом. И кроме громких слов, оправданий руководителей правоохранительных органов, заверений, что они берут эти дела под контроль, - кроме этого не делается ничего.

У людей появляется страх за свою жизнь, за свое имущество. Они перестают доверять милиции, перестают доверять властию В милиции ухудшается дисциплина. Происходит расбалансировка отношений начальников и подчиненных. Все это разрушает “уголовную” политику в стране, и у людей создается впечатление, что у нас нет идеологии.

Антон Талалаев: Что Вы считаете необходимым предпринять в такой обстановке?

Алексей Александров: Прежде всего , нужно проанализировать ситуацию в стране и выработать единую “уголовную” политику.

Антон Талалаев: Кто должен заниматься этимм, на Ваш взгляд?

Алексей Александров: Должна быть образована некая комиссия по правовой политике, вневедомственная, куда должны войьт прежде всего представители МВД, министерства юстиции, Федеральной службы безопасности. Активно сотрудничать с этой комиссией должен суд и Генеральная прокуратура. В работе этой комиссии должны активно участвовать депутаты, которые занимаются вопросами правовой политики, государственной безопасностью и борьбой с преступностью. Поскольку невозможно заниматься борьбой с преступностью без четких и ясных законов, которые бы дали возможность эту работу проводить.

Антон Талалаев: Законы ведь есть?

Алексей Александров: Да, но они разрозненны и нуждаются в систематизации. Министром Внутренних дел Куликовым было много сделано для укрепления дисциплины в органах внутренних дел. Были сделаны серьезные шаги по освобождению Внутренних дел от предателей. Ну это можно сравнить с громом тяжелой артиллерии.

Новый курс в борьбе с преступностью в Российской Федерации должен быть направлен на усиление роли профессионалов, оперативной работы, в том числе агентурной, объединение всех оперативных подразделений для выполнения единой задачи – предупреждения и раскрытия преступлений. Раскрытие преступлений должно быть задачей каждого работника милиции, даже непосредственно с этой функцией не связанного. Необходимо ввести новую должность в МВД –комиссар уголовной полиции.

Антон Талалаев: Чем бы он занимался?

Алексей Александров: Этот человек, например, главный комиссар уголовной полиции, должен возглавить систему борьбы с преступностью в органах МВД, отвечать за раскрываемость преступлений в стране. В каждом регионе должна быть введена должность комиссара уголовнрй полиции, человека, который бы лично отвечал за раскрываемость преступлений в этом регионе. Который бы не являлся политической фигурой и деятельность которого оценивалась бы только по объективным показателям предупреждения и раскрытия преступлений. Мы же не меняем главных врачей больниц в связи со сменой правительства.

Кроме того, нам нужно четко разобраться в отношениях следователя и оперуполномоченного.

Следователь должен быть независимым, выведен из подчинения начальников территориальных органов милиции. Следователь не должен отвечать за раскрываемость преступлений. Главная его ответственность – за незаконный арест, необоснованное привлечение к уголовной ответственности, использование государственного принуждения в отношении невиновных лиц.

Для следователя главный принцип – презумпция невиновности.

Для сыщика же главный принцип – призумпция виновности: подозреваются все.

Антон Талалаев: Что бы дало такое разделение?

Алексей Александров: Да то, что в тюрьме сидели бы воры вместо невиновных людей. А воры не гуляли бы на свободе и не совершали новых преступлений. Вот то, что не раскрываются тяжкие преступления, привело к тому, что эти люди, которых не сажают в тюрьму, совершают новые и новые убийства. Они на свободе… С завязанными глазами должна быть Фемида, а не сыщики. А у нас сегодня с завязанными глазами – сыщик.

Антон Талалаев: А в отношении оперативных работников что требовалось бы сделать для повышения раскрываемости преступлений?

Алексей Александров: Во-первых, объединить в единую систему всех оперативных работников МВД, удвоить, утроить им зарплату, повысить их морально-психологический статус, поднять уровень уважения к сыскной работе и повысить их ответственность за низкий уровень раскрываемости преступлений.

Антон Талалаев: Какие-то шаги делаются сейчас Вашим комитетом в этом направлении?

Алексей Александров: Нашим комитетом проведено специальное совещание с руководителями правоохранительных органов. В нем прииняли участие председатель Верховного суда Российской Федерации Лебедев и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Катушев. Это было первое координационное совещание руководителей правоохранительных органов с законодателями.

Антон Талалаев: Что оно дало?

Алексей Александров: Прежде всего, удалось выработать единую политику в области борьбы с преступностью. Обсуждался ряд законопроектов, в том числе Закон о милиции. В частности, важным вопросом является, кто должен назначать руководителя органов Внутренних дел в регионе. Министр Внутренних дел? Или президент своим указом?

Антон Талалаев: А как Вы считаете?

Алексей Александров: По сегодняшним правилам, на все генеральские должности в стране – в Министерстве обороны и ФСБ – лица назначаются указом президента. Так же, как все эти звания присваиваются указом президента. И в милиции специальные звания тоже присвааиваиваются президентским указом. А должности сегодня назначаются приказом министра. Спор возникает сегодня по милиции только из-за несогласованности кадровой политики между МВД и администрацией президента. Если в стране будет единая кадровая политика, то здесь не будет проблем.

Я бы не возражал, чтобы эти лица назначались указом президента. Все упирается в личностные несогласованные отношения между высшими должностными лицами.

Антон Талалаев: Ну и какой же выход в такой ситуации?

Алексей Александров: Договариваться. Совещаться. Обсуждать.

1998г, июнь

Hosted by uCoz